Запертые чувства

“Запертые чувства” — мультимедийный проект Марины Звягинцевой, идея которого возникла еще зимой 2019 г. Но со зрителем он встретился лишь в конце января 2021 г. Пандемия не только перенесла открытие выставки почти на год, но и усилила звучание идей и эмоций, рвущихся на волю. 

запретные чувства-0066-min.jpg

С 29 января по 29 февраля «Запертые чувства» превратили пространство зала «Оливье» в 700-метровую квартиру, заполненную картинами и инсталляциями периода тотальной изоляции весны 2020 года. 

“Эта квартира напоминает о том, что мы пережили, и я надеюсь — она позволит вам заново осмыслить свои эмоции и немножко от них дистанцироваться. Времени прошло мало, все это еще в нас резонирует, но нам уже пора выходить из психологической изоляции и пора отодвинуть этот опыт чуть-чуть в сторону”.
— Марина Звягинцева

Как воплотили идею?

Выставка встречала посетителей масштабной уличной инсталляцией — клеткой со стоящим внутри стулом. Это и символическое приглашение «в гости», и образ запертых чувств. Зайдя в клетку и сев на стул, можно было увидеть слово «Свобода», написанное на асфальте. Слово осталось жить на фабрике с 2019 года после проекта «Карта памяти».

А за оранжевой дверью начиналось виртуальное путешествие по квартире, во время которого гости выставки могли снова пережить эмоции, испытанные в замкнутом пространстве в период локдауна. Зачем? Чтобы отпустить их навсегда. 

На выставке были представлены семь интерактивных инсталляций, где привычные бытовые предметы приобрели особый смысл. Посетители заходили в определенную комнату и встречались один на один со своими чувствами.

В спальне накатывала тоска по морю, которого мы лишились на неопределенный срок.  Эмоцию удалось создать благодаря проекту “Море спального района”, стоявшего в парке в Кузьминках, и получившего другое прочтение. Кровати превратились в морское побережье, недоступное, но такое желанное.

В душевой можно было буквально окунуться в эмоции и искупаться в биотипии, созданной лучами проектора.

На кухне гости квартиры открывали холодильник и видели на полках вместо продуктов бутылки с меланхолией, тревогой, депрессией и радостью из проекта «Упаковка эмоций». Невольно вставал в памяти “эмоциональный” вкус продуктов, с которыми они съедались и выпивались в период карантина. 

В гардеробе о необычном времени напоминали свитшоты и футболки с лозунгами весны-2020 «Не трогайте лицо руками» и «Соблюдайте дистанцию». А в центре гостиной напротив 6-метровой мультимедийной инсталляции стоял трехметровый стул как символ бездействия и “общения” с миром через экран TV.


Заточенные в замкнутом пространстве своих квартир никогда мы не были так открыты миру: наши интерьеры транслировались через соцсети и становились узнаваемыми, наша приватная жизнь вынужденно врывалась на рабочие встречи и ответственные совещания. В тесном домашнем пространстве реальные и виртуальные слои нашей жизни вынужденно накладывались друг на друга, создавая карту причудливо сменяющихся эмоций.

С помощью метода биотипии Марина Звягинцева переводит испытываемые нами чувства в живописные поверхности, видеоинсталляции и пространственные объекты. “Запертые чувства” на поверку оказываются самыми видимыми, самыми уязвимыми.
— Александра Данилова, искусствовед

Марина Звягинцева - Эмоции

Кроме встречи со своими чувствами посетителям предлагалось разгадать загадку художника в “Галерее чувств”. В подписях к картинам они видели не привычные названия, а перечень гормонов. Определить закодированную эмоцию было легче с подсказкой на кухне, где в холодильнике на упаковках в составе фигурировали конкретные гормоны.

“Подписи к картинам — это не название картины, это название гормонов, которые характерны для каждой эмоции. Сами эмоции там не названы. Если вам хочется найти ответы, то вы можете найти их в холодильнике.”
— Марина Звягинцева

.

Наконец, 14 февраля экспозиция выставки превратилась в сцену для чувственного перформанса о свободе с Диной Ковалевой и Иваном Горячевым в главных ролях. Театрально-поэтическое действо происходило под музыку из альбома “Isolation” композитора Галины Альтман, написанного в период изоляции. А актриса читала стихи, написанные поэтом Арманом Хачатряном.

Перформанс от режиссера Василисы Тепляковой дополнил концепцию проекта новыми смыслами и показал, что любовь — главное лекарство от депрессии.

Центр творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» открылся в 2005 г. под руководством Аси Филипповой на территории московской фабрики технических бумаг «Октябрь». С тех пор центр работает как пространство для работы и творчества. Здесь соседствуют мастерские для художников, арт-резиденции, музыкальные студии, бюро дизайна и архитектуры, театральные и анимационные коллективы, издательства и печатные компании. Фабрика представляет российские и международные проекты в области современной культуры в трех выставочных залах и концертно-клубном пространстве.

26 июня 2019 года территория ЦТИ “Фабрика” стала частью проекта “Карта памяти” Марины Звягинцевой.

 

Фото: Наталья Мущинкина, Дмитрий Чунтул,

Проект в СМИ