Море спального района, 2014

Организатор: ПКиО «Кузьминки»
Соорганизатор: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Кураторы: Виталий Пацюков, Борис Клюшников  
Художник: Марина Звягинцева
Время: 5 июля – 31 октября 2014
Открытие: 5 июля в 15:00
Место проведения: парк «Кузьминки», вход со стороны кинотеатра «Высота» (ул. Юных Ленинцев, 52)

Полноценный отдых для городского человека начинается за чертой города: лишь покинув пределы каменных джунглей, горожанин может свободно вдохнуть полной грудью – и, кажется, дело тут не только в качестве воздуха. Мегаполис где-то очень глубоко в нашем подсознании стал территорией несвободы, зависимости, рутины – всего того, антонимом чего выступает «отдых». Синонимом же самому «отдыху», пожалуй, большинство горожан назовут море.

По теории великого отечественного ученого Ивана Павлова, залог правильного отдыха для нашего организма – это смена деятельности, но эмоциональное восприятие сильнее доводов физиолога.  Но действительно ли надо уезжать из города, чтобы отдохнуть? Нет! Инсталляция «Море спального района» ломает этот стереотип.

Художник и куратор Марина Звягинцева рискнула предположить, что за морем не нужно ехать куда-то далеко. Здесь и сейчас у нас есть свое собственное море прямо под ногами – прирученная человеком и спрятанная в подземные коммуникации городская вода, которая оживает в её инсталляции «Море спального района», наполненной морскими символами.

Инсталляция состоит из нескольких частей – самостоятельных, но взаимосвязанных: необычно интерпретированный символ спального района – кровать – прорастает трубами, в которых живет наше «тайное» море. В этом жесте художника техника, теряя свои  привычные функции, воссоздает в пространстве города общественную ценность моря; показывает, что всем жителям, независимо от уровня дохода и места жительства, доступно море. Об исчезновении воды, которую отключают летом напоминает «Фонтан ЖКХ».

Он составлен из скреплённых между собой пяти ванн, стоящих на земле по кругу: к центральной стойке (квадратному  металлическому блину с трубой), также прикреплены тонкие трубы с душевыми лейками, на которых силикон застыл «струями воды».  

«Бассейн» же, наполненный сухим и безжизненным песком, напоминает о дихотомии искусственного и природного, о жестких законах существования современного урбанистического существа.

Особняком в рамках "Моря" экспонировалось и "Джакузи для гастарбайтера":

Задача паблик-арт-проекта  «Море спального района»  –  указать жителю города на то, рядом с чем он живет каждый день: предметы интимного пространства человека – ванны и кровати – переносятся под открытое небо и оказываются символом выхода человека из обособленного пространства в зону общественной коммуникации.

Так проясняется генезис «Спального Района» - это не просто облагораживание двора, косметика серых ландшафтов, но и определенная критическая позиция, работа с окраинами как с активным «меньшинством», собирающимся вокруг тем среды, отдыха и труда.