Карта памяти, 2019

26 июня 2019 года территория Центральной творческой индустрии (ЦТИ) стала частью проекта «Карта памяти» Марины Звягинцевой.

История и пространственные линии «Фабрики» - одного из самых успешно развивающихся московских арт-кластеров – сделали его идеальной площадкой для проекта формата «site specific».

r7_gyVS243o.jpg

«Карта памяти» - это тотальная инсталляция, созданная на асфальтовом покрытии в традиционных цветах «Фабрики» (белом и оранжевом) и перетекающая через все дворы бывшей московской фабрики от 1-й до 2-й проходной.

7CE43B3A-AC77-47EA-BE04-83915028E6EC.jpg

По словам Марины Звягинцевой, «Карта памяти» - это микросхема-матрица, которая содержит культурные коды, наиболее значимые для пространства «Фабрики». Слова-символы, существующие внутри матрицы, подбирались коллективом ЦТИ по четырем направлениям: история, искусство, ценности, производство. Задача инсталляции – сделать зримым культурный слой территории, и одновременно взять на себя функции арт-навигации, в сложном, многослойном постиндустриальном пространстве.

Ася и Марина.jpg

Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова особо отмечает органично возникшую многомерность инсталляции, в которой окружающая среда - строения «Фабрики» - становится частью произведения искусства, а не превращается в технический фон, подвергающийся агрессивной визуальной трансформации.

1DX_4607.jpg
1DX_4730.jpg
1DX_4449.jpg

В своей статье, посвященной «Карте памяти» куратор и искусствовед Александра Данилова пишет: «…Эта матрица превращается по сути в «аффективное картирование» Джонатана Флэтли, где именно эстетике, а точнее искусству принадлежит ключевая роль. Любопытно, что именно Флэтли, рассуждая об аффективном картировании, предлагает понимать современность как длящееся чувство потерянного прошлого, как процесс постоянной переработки имеющегося культурного слоя, лежащего под нашими ногами. И одна из задач, которую ставит проект Марины Звягинцевой, сделать этот пласт видимым, доступным для интеллектуального и эмоционального переживания. «Фабрика», превратившаяся из промышленного производства в арт-кластер, в этом смысле становится идеальной площадкой, где технологии и искусство, история и современность существуют в нерасторжимой связи.

память.jpg

Следуя своей стратегии вовлечения, Марина Звягинцева приглашает весь коллектив Центра творческих индустрий в союзники и соавторы. Она предлагает всем участникам проекта подобрать ключевые слова, маркирующие маршруты на «Карте памяти», и создать своеобразные облака тегов, связанные с историей фабрики и с настоящим – культурой, искусством, ценностями.  Когда-то пустовавшее пространство дворов, теперь становится сложнейшей когнитивной картой, в которой топография места и ассоциации участников соединяется вариативностью индивидуальных зрительских прочтений.  Навигация теперь оказывается устроена таким образом, что не сопоставление рисунка, но наложение аналогий дает зрителю дополнительные смыслы».

1DX_4528.jpg
1DX_4442.jpg
Вид+сверху.jpg

Паблик-арт проект «Карта памяти» Марины Звягинцевой

 Название проекта «Карта памяти», вызывающее целый спектр разнородных ассоциаций, удивительно точно схватывает саму ризоматическую суть проекта Марины Звягинцевой, который подобно корневой системе оплетает пространство «Фабрики», становясь одновременно и системой навигации, и лабиринтом воспоминаний и ассоциаций, расширяющих географию места. Начерченная на асфальте матрица, визуально напоминающая электронную плату, на самом деле скорее подобна карте памяти, файловой системе. Помещенная на меленьком стике, удобно лежащим в твоем кармане или «живущим» в твоем телефоне, она становится своего рода «капсулой комфорта», личной миниатюрной вселенной. Здесь же, разрастаясь в пространстве двора, «Карта памяти» обнаруживает совершенно новые свойства.

Она не только позволяет зрителю обживать и приспосабливать новые пространства, но одновременно дает понимание возможности структурирования целого как принципиально нефиксированного, подвижного, эмоционально открытого. Эта матрица превращается по сути в «аффективное картирование» Джонатана Флэтли, где именно эстетике, а точнее искусству принадлежит ключевая роль. Любопытно, что именно Флэтли, рассуждая об аффективном картировании, предлагает понимать современность как длящееся чувство потерянного прошлого, как процесс постоянной переработки имеющегося культурного слоя, лежащего под нашими ногами. И одна из задач, которые ставит проект Марины Звягинцевой, сделать этот пласт видимым, доступным для интеллектуального и эмоционального переживания. «Фабрика», превратившаяся из промышленного производства в арт-кластер, в этом смысле становится идеальной площадкой, где технологии и искусство, история и современность существуют в нерасторжимой связи.

Следуя своей стратегии вовлечения, Марина Звягинцева приглашает весь коллектив Центра творческих инициатив в союзники и соавторы. Она предлагает всем участникам проекта подобрать ключевые слова, маркирующие маршруты на «Карте памяти», и создать своеобразные облака тегов, связанные с историей фабрики, существовавшим здесь когда-то бумажным производством, и с настоящим – культурой, искусством, ценностями.  Когда-то пустовавшее пространство дворов, теперь становится сложнейшей когнитивной картой, в которой топография места и ассоциации участников соединяется вариативностью индивидуальных зрительских прочтений.  Навигация теперь оказывается устроена таким образом, что не сопоставление рисунка, но наложение аналогий дает зрителю дополнительные смыслы.

 Таким образом внутри «Карты памяти» акцент смещается к нематериальному «между», зазору-пунктиру, обозначающему  многомерные и разнонаправленные связи. Оказавшись внутри некой глобальной системы, зритель не может в одночасье понять ее логику. Следуя от тега к тегу, он невольно включается в производство смыслов, призванных сократить разрыв индивидуальным переживанием и глобальным значением, накладывая собственные когнитивные карты на заранее заданную матрицу. Впрочем, как говорил герой известного фильма доктор Морфеус: «Знать путь и пройти его – совсем не одно и тоже».

 Александра Данилова,

искусствовед, куратор

Паблик-арт-инсталляция «Карта памяти» высоко отмечена профессиональным сообществом: