Арт-акция «Утопи свои печали»
Тема эмоциональных переживаний ярким лейтмотивом звучит в творчестве Марины Звягинцевой. И последние несколько лет, когда мир буквально живет в состоянии «Пристегните ремни, мы вошли в зону турбулентности», чувства людей еще сильнее притягивают взгляд художника. В том числе и потому, что сама Марина — эмпат, тонко чувствующий и работающий с эмоциями через свои картины и проекты.
7 июля 2022 г. на пирсе «Лодочная станция» Нагатинского затона прошла арт-акция «Утопи свои печали», ставшая продолжением проекта «Упаковка эмоций». Каждый желающий смог освободиться от негативных переживаний, выбрав подходящий своей эмоции камень и бросив его в установленную на пирсе открытую дверь.
Как возникла идея арт-акции?
Весной 2020 г., в период самоизоляции, был рожден проект «Упаковка эмоций» — как логическое развитие мультимедийного проекта «Запертые чувства» (зима 2019 — весна 2020 г.).
Летом 2022 г. мы уже гуляли без масок, но до эмоциональной стабильности было далеко. Страх, неизвестность, тревога, апатия, агрессия — эмоции, продолжавшие камнями лежать на сердце. Что можно было сделать, чтобы освободиться от холодного гнета? Избавиться от этих камней, бросив с глухим плеском в воду! Такая понятная и сильная метафора легла в основу идеи арт-акции «Утопи свои печали».
Мы живем в турбулентное время, и нам трудно приспособиться, понять, что мы чувствуем. Есть такой термин «алекситимия», когда человек не может вербализировать свои эмоции. Мы что-то ощущаем, но не знаем точно — печаль это, тревога или фрустрация. И мне показалось, что людям надо помочь: как художник я могу визуализировать чувства. При этом негативные эмоции обычно ассоциируются с некой тяжестью — как говорят, камень на душе. И я решила покрасить камни с помощью авторской техники биотипии — так, чтобы одни символизировали депрессию, другие — тревогу, третьи — печаль. И если выкинуть их, можно избавиться от тяжести на душе.
В чем заключается художественная концепция?
Мы четко знаем, как называются вещи или предметы. За эмоциями также закреплены названия, но здесь все не так однозначно. Если яблоко — это яблоко для 10-ти человек, то похожую по тональности и градусу эмоцию они вряд ли назовут одинаково. Кто-то почувствует страх, кто-то — неуверенность, для третьего же эти полутона сольются в чувство одиночества.
Психотерапия помогает разобраться с тем, что внутри, но искусство обладает не меньшим терапевтическим эффектом:
Чтобы помочь человеку «оттолкнуться» от эмоционального «дна», психологи просят определить свои чувства — назвать их. Я же предлагаю не только вербализировать эмоции, но и визуализировать — в конкретной форме и цвете.
Действительно, если попробовать представить свои переживания, наполнить их формой и цветом, то разобраться в себе и освободиться становится проще. Если же начать говорить со своей эмоцией и даже «взять с нее слово» не возвращаться, то можно ожидать двойной эффект.
Как удалось реализовать идею?
Арт-акция началась с перформанса: актеры в черном — Иван Горячев и Юнона Захарьева (уже участвовали в паблик-арт проекте «Притяжение») — показали небольшой спектакль об отношениях. О том, как тяжело, когда близкий человек оказывается во власти разрушительных чувств, отвергает помощь, и как важно не сдаваться и пытаться ему помочь. В финале актеры открыли портал — установленную на пирсе дверь, — и первыми бросили через нее камень.
Затем их примеру пригласили последовать присутствующих гостей. Прощание с тяжелым грузом на душе состояло из нескольких этапов:
Почувствовать, увидеть и выбрать
Негативные эмоции приняли форму 300 камней (как символ тяжести на душе), которые Марина разрисовала в авторской технике биотипии и сложила в специальные контейнеры на берегу. Камни с разноцветными разводами, формой и оттенками уникальны — как и чувства людей. Но все же цвет задавал определенное настроение эмоции: красный — ярость, гнев, раздражение; синий — печаль, тоска, меланхолия; фиолетовый — депрессия, отчаяние и одиночество. Невзрачные неокрашенные символизировали скуку, фрустрацию и апатию.
Так как природа в творчестве художника выступает неизменным соавтором, это по умолчанию подразумевает бережное к ней отношение. Для арт-объектов были использованы безопасные краски, предназначенные для керамики, а прощаться с тяжелыми эмоциями Марина призвала аккуратно, чтобы сильным ударом камней о воду не испугать рыбу в водоеме.
2. Подписать соглашение о расторжении «отношений» с эмоцией
Перед тем, как проститься с чувствами, человеку предлагалось подписать односторонний договор: «Считаю, что дальнейшая совместная жизнь и отношения невозможны. Мной принято решение об одностороннем отказе от совместно нажитого имущества, включающего в себя боль и горечь».
Если негативная эмоция однажды вернется к человеку, он может сказать: «Нет, между нами все кончено, подписан договор». Для меня как для художника — это арт-акция, а для зрителя скорее — арт-перформанс, потому что он сам становится его участником.
3. Пойти на пирс, бросить камень в открытую дверь и «утопить свои печали» в воде
Вода для Марины Звягинцевой «сакральный медиум», элемент биотипии (живопись на воде) и обязательный участник перформанса. Вода движется, поглощает и смывает негатив, успокаивает и утешает.
На пирсе установили портал — дверь в бесконечность, в которую и предлагалось гостям акции бросить свои камни.
4. Почувствовать, пережив эмоцию еще раз
Кто-то делился переживаниями, кто-то прожил встречу с эмоциями молча, оставив этот диалог внутри себя.
Но пожалуй, за всех присутствующих высказалась сама стихия — в разгар акции начался ураган, пошел сильный град и ливень. Небо взрывали молнии, по всей Москве и в Подмосковье ветер валил деревья. Кажется, Нагатинский затон оказался в самом эпицентре буйства стихии.
Паблик-арт как биотипия — ты заливаешь краску в воду и никогда не знаешь, каков будет результат. В нем есть стихийность — как в природе. И мы сейчас ее испытали на себе. Зрители почувствовали, что природа им ответила. Люди выкинули свой негатив, а природа словно сказала: «Окей, я все это смою». Так что ураган стал частью концепции.
Так, природа поддержала художественный перформанс «Утопи свои печали», ответив уже своим »перформансом», пусть и воинственным.