Мультимедийный проект “Запертые чувства”
Идея мультимедийного проекта “Запертые чувства” родилась зимой 2019 г. Осенью художественный замысел обрел название, ставшим своеобразным предсказанием событий весны 2020 г. Открытие выставки, запланированной 8 апреля в пространстве ЦТИ “Фабрика”, не состоялось. Режим самоизоляции из-за пандемии короновируса не только повлиял на планы художника, но и заставил зазвучать прежние идеи проекта по-новому.
Изначально проект задумывался Мариной Звягинцевой как метафора социальной разобщенности. Соцсети превратились в основной способ общения с близкими, и в этом художник видела серьезную проблему. Ведь по wi-fi можно отправить друг другу фото, видео или аудио, но только не живые эмоции. А ведь именно эмоции определяют уникальность человека как биологического существа и нуждаются в выходе.
Экспозиция должна была состоять из инсталляций, видеоарта и картин, а также спектакля “Неболезнь”. Марина Звягинцева разложила 10 человеческих эмоций - негативных и позитивных - на формирующие их гормоны. А для изображения их бесконтрольности, непредсказуемости использовала авторский метод биотипии. В основе метода возможности классической монотипии и современных визуальных технологий.
Эта техника как нельзя лучше подошла для иллюстрации неподвластных разуму эмоций. Как меняются узоры краски на воде под движением руки художника, так и наши чувства меняются под влиянием уровня разных гормонов.
Инсталляции были задуманы в большей степени как клетки, состоящие из белых труб. Выглядывающие из клеток ботинки и руки, расписанные в технике биотипии, символизировали желание человека вырваться - физически и эмоционально.
Также выставку дополнял спектакль “Неболезнь”, поставленный по мотивам повести А.П. Чехова “Черный Монах”. Смысловой стержень спектакля - сложности творческого человека в обществе. Сложности его проявления и принятия, и идея, что иное мышление - это не отклонение, не болезнь.
Какие новые смыслы обрел проект “Запертые чувства” во время пандемии?
Метафора эмоционального “заключения” перестала быть метафорой. Клетки, задуманные символом соцсетей, через которые нельзя передать эмоции, стали символом наших квартир. Мы оказались запертыми в своих домах и лишенными живого общения и прикосновения даже с близкими.
Привычный мир и образ жизни оказались зыбкими. Мы столкнулись один на один со своими страхами, одиночеством, злостью. И Марина Звягинцева все-таки решила дать “жизнь” проекту, не дожидаясь живого открытия.
В своем Инстаграм Марина публикует картины и видео, в которых пользователи могут увидеть свои чувства. Депрессию, тревогу или меланхолию, а может, радость. Пользователи могут примерить маски с чувствами Любви или Депрессии, выиграть в конкурсе свитшоты с фрагментами инсталляций выставки “Запертые чувства”.
Так, независимо от воли художника, соцсети из “клеток” стали средством обмена энергией и эмоциями, рвущимися сейчас на волю как никогда.