Лестница вверх

Паблик-арт «Лестница вверх» — авангардная коллаборация бизнеса и искусства. Доказательство, что с помощью творчества можно не просто транслировать ценности компании, но и решать корпоративные задачи.

Изначально Генеральный директор ДКС (крупнейшего российского производителя электротехнического, низковольтного и телеком оборудования, г. Тверь) Дмитрий Колпашников обратился с запросом к художнику «показать красоту деталей, производимых компанией». Но художественная мысль Марины Звягинцевой пошла дальше — так родилась паблик-арт инсталляция из 12 пересеченных слов в форме кроссворда, символизирующих ценности завода и его сотрудников.

Таким образом проект объединил две истории. Первую ― о красоте и эстетике продукции завода: лестничные лотки используют для прокладки кабельных трасс на производственных предприятиях. Вторую ― о пересечении слов и смыслов. 

Художественная концепция 

Возможности творчества для решения бизнес-задач в России используют не так давно. За рубежом эта тенденция развивается около 10 лет. Сам факт, что завод «пришел» не к рекламщикам и дизайнерам, а к художнику — уже прецедент. 

Мне кажется, ДКС хотели как можно масштабнее показать важные для себя вещи, поэтому пригласили на этот проект не дизайнера, а именно художника. Сначала мне предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания. Но я, как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь. Поэтому у нас получилась не просто конструкция из металлических лестничных лотков, сделанных на заводе, а история про этих людей и про этот завод. Инсталляция рассказывает им о них самих.
— Марина Звягинцева

Определяясь с формой инсталляции, художник хотела уйти от прямого сообщения, снизить пафос традиционных форматов (плакаты, баннеры) и сделать корпоративный месседж человечным. И этого получилось достичь благодаря авторской находке — вовлечь в создание проекта людей, сотрудников завода. Ведь за техническим совершенством деталей, выпускаемых ДКС, стоят прежде всего люди и их ценности. Рамки задачи, поставленной перед Мариной Звягинцевой в начале работы, расширились. Творческая цель стала масштабнее.  

Возникла идея кроссворда, легко считываемая для широкой аудитории (на предприятии работают 1900 человек) и отвечающая новой цели ― вовлечь сотрудников и дать им почувствовать не навязанность ценностей сверху, а причастность к ним каждого.

В результате в обсуждении приняли участие 300 работников ДКС: от топ-менеджеров, включая директора завода, до мастеров цехов. Каждый предложил по 3 слова, и итогом отбора стали 12 слов: лидер, чемпион, вершина, команда, креативность, решимость, совершенство, честь, безупречность, честность, надежность, стабильность. 

Но кроссворд не замкнулся только на выбранных 12 словах. В нем остались и пустые клетки — возможность каждому продолжить игру, найти свои смыслы, которые встроятся и дополнят «карту» ценностей компании.  

Формат соучастия — яркая черта партиципаторного искусства («искусство участия»), пока редко практикуемого в России.  Его основная сложность в разделении творчества автора и зрителя, соавтора. Марина Звягинцева, применив партипациторный подход, нашла решение: она создала форму, а «зрители-участники» — содержание.

Любимый материал художника — трубы (инсталляции Water линия, Запертые чувства, Вечная теплота и др.), но на этот раз Марина побывала в цехах завода и ее вдохновили лестничные лотки, их красота и функциональность. Они напомнили детали конструктора Lego, из которых можно собрать что угодно.

Техническая реализация

По мнению художника, масштабные проекты требуют понятных материалов без излишней детализации, функциональных, с одной стороны, и несущих необходимый смысл ― с другой.

Кроссворд представляет собой подвесную металлическую конструкцию размером 8 метров в высоту и 4 метра в ширину, которая крепится у основания крыши здания и спускается до первого этажа, до уровня глаз человека. Для воплощения идеи использовали стальные лестничные лотки «L5 Combitech» общим весом 225 кг. Интересный факт, что за одну смену завод ДКС может производить до 65 км металлических кабельных лотков. 

Под арт-объект при производстве лотков специально был изменен шаг конструкции, а металл окрашен в корпоративный красный цвет. 

Инсталляция с подсветкой, поэтому хорошо просматривается и ночью, и днем. Особую сложность представляла задача спроектировать двустороннюю инсталляцию: 

Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа. При этом на каждом этаже внутри здания «Академии ДКС» инсталляция должна выглядеть как законченное произведение, а с улицы через стеклянный фасад сотрудники и партнеры ДКС могут видеть ее как единую историю. Здесь мне нужно было решать концептуальные, художественные и технические вопросы одновременно.
— Марина Звягинцева

Презентация паблик-арт инсталляции «Лестница вверх» состоялась 23 сентября на территории «Технопарка ДКС» в Твери в рамках особенного культурного события — концерта «Оркестр на Фабрике».


Первый проект Марины Звягинцевой с целью трансляции ценностей бренда через арт-инсталляцию был сделан для Центра творческих индустрий «Фабрика». На территории известного арт-кластера появилась site-specific работа «Карта памяти». Арт-объект не только транслирует ценности арт-кластера, но и является навигацией по сложному постиндустриальному пространству «Фабрики». Слова для микросхемы-матрицы, как и в случае с ДКС, подбирали самостоятельно сотрудники центра.

 

Клиент: АО "ДКС" (DKC)

Команда проекта:

Марина Звягинцева, художник

Александр Горячев, технический директор

Инга Карпова, коммерческий директор

Вита Осипова, ассистент художника

Александр Семенов, разработчик 3D-прототипа

Алика Нилова, дизайнер и видеограф

Георгий Безбородов, фотограф

Егор Ивин, производство инсталляции


Проект в СМИ