паблик-арт 2022

Лестница вверх

АО «ДКС», г. Тверь
сентябрь 2022 года – настоящее время
Паблиĸ-арт инсталляция современного художниĸа Марины Звягинцевой «Лестница вверх» ― это масштабная инсталляция на три этажа в форме ĸроссворда, внутри ĸоторого «зашиты» ценности ĸомпании.

«Лестница вверх» в стиле авангард объединяет две истории. Первая ― о ĸрасоте выпусĸаемой продуĸции завода ДКС. Компания уделяет особое внимание эстетиĸе деталей. Лестничные лотĸи L5 Combitech, из ĸоторых создана инсталляция, используют для проĸладĸи ĸабельных трасс на производственных предприятиях. Вторая ― о пересечении слов и смыслов. Двенадцать пересеченных слов символизируют ценности ĸомпании ДКС.
Паблик-арт-инсталляция
Лестница вверх
Художественная концепция






«Сначала мне предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания. Но я, как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь.»
Возможности творчества для решения бизнес-задач в России используют не так давно. За рубежом эта тенденция развивается около 10 лет. Сам факт, что завод «пришел» не к рекламщикам и дизайнерам, а к художнику — уже прецедент.

«Мне кажется, ДКС хотели как можно масштабнее показать важные для себя вещи, поэтому пригласили на этот проект не дизайнера, а именно художника. Сначала мне предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания. Но я, как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь. Поэтому у нас получилась не просто конструкция из металлических лестничных лотков, сделанных на заводе, а история про этих людей и про этот завод. Инсталляция рассказывает им о них самих.»

— Марина Звягинцева
«Сначала мне предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания. Но я, как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь.»
Возможности творчества для решения бизнес-задач в России используют не так давно. За рубежом эта тенденция развивается около 10 лет. Сам факт, что завод «пришел» не к рекламщикам и дизайнерам, а к художнику — уже прецедент.

«Мне кажется, ДКС хотели как можно масштабнее показать важные для себя вещи, поэтому пригласили на этот проект не дизайнера, а именно художника. Сначала мне предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания. Но я, как представитель направлений site-specific art и паблик-арт, работаю с тем пространством и людьми, рядом с которыми нахожусь. Поэтому у нас получилась не просто конструкция из металлических лестничных лотков, сделанных на заводе, а история про этих людей и про этот завод. Инсталляция рассказывает им о них самих.»

— Марина Звягинцева

Генеральный директор ДКС Дмитрий Колпашников хотел «показать красоту деталей, производимых компанией». Художник предложила сотрудникам завода не только подчеркнуть красоту изделий, но и подумать о ценностях, смыслах, о важности своей работы и места, выразить их в словах.


Рамки задачи, поставленной перед Мариной Звягинцевой в начале работы, расширились. Творческая цель стала масштабнее. Определяясь с формой инсталляции, художник хотела уйти от прямого сообщения, снизить пафос традиционных форматов (плакаты, баннеры) и сделать корпоративный месседж человечным.

Возникла идея кроссворда, легко считываемая для широкой аудитории (на предприятии работают 1900 человек) и отвечающая новой цели ― вовлечь сотрудников и дать им почувствовать не навязанность ценностей сверху, а причастность к ним каждого.


В результате в обсуждении приняли участие 300 работников ДКС: от топ-менеджеров, включая директора завода, до мастеров цехов. Каждый предложил по 3 слова, и итогом отбора стали 12 слов: лидер, чемпион, вершина, команда, креативность, решимость, совершенство, честь, безупречность, честность, надежность, стабильность.
Но кроссворд не замкнулся только на выбранных 12 словах. В нем остались и пустые клетки — возможность каждому продолжить игру, найти свои смыслы, которые встроятся и дополнят «карту» ценностей компании.

Формат соучастия — яркая черта партиципаторного искусства («искусство участия»), пока редко практикуемого в России. Его основная сложность в разделении творчества автора и зрителя, соавтора. Марина Звягинцева, применив партипациторный подход, нашла решение: она создала форму, а «зрители-участники» — содержание.
Арт-инсталляция «Лестница вверх» решает HR- и марĸетинговые задачи: доносит до сотрудниĸов и социума ценности ĸомпании, влияет на лояльность и вовлеĸает в ĸооперацию. Вечные ценности перестают работать ĸаĸ лозунги, если слова заĸлючить в игровую форму.
Техническая реализация
По мнению художника, масштабные проекты требуют понятных материалов без излишней детализации, функциональных, с одной стороны, и несущих необходимый смысл ― с другой.

Любимый материал художника — трубы (инсталляции Water линия, Запертые чувства, Вечная теплота и др.), но на этот раз Марина побывала в цехах завода и ее вдохновили лестничные лотки, их красота и функциональность. Они напомнили детали конструктора Lego, из которых можно собрать что угодно.
Для воплощения идеи использовали стальные лестничные лотки «L5 Combitech» общим весом 225 кг. Интересный факт, что за одну смену завод ДКС может производить до 65 км металлических кабельных лотков. Под арт-объект при производстве лотков специально был изменен шаг конструкции, а металл окрашен в корпоративный красный цвет. На изготовление инсталляции потребовались 34 системы лестничных
лотĸов.

Кроссворд представляет собой подвесную металлическую конструкцию размером 8х4 метра, которая крепится у основания крыши здания и спускается до первого этажа, до уровня глаз человека. Особую сложность представляла задача спроектировать двустороннюю инсталляцию.





«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа.»
«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа. При этом на каждом этаже внутри здания «Академии ДКС» инсталляция должна выглядеть как законченное произведение, а с улицы через стеклянный фасад сотрудники и партнеры ДКС могут видеть ее как единую историю. Здесь мне нужно было решать концептуальные, художественные и технические вопросы одновременно.»

— Марина Звягинцева

Инсталляция с подсветкой, поэтому хорошо просматривается и ночью, и днем.
«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа.»
«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа. При этом на каждом этаже внутри здания «Академии ДКС» инсталляция должна выглядеть как законченное произведение, а с улицы через стеклянный фасад сотрудники и партнеры ДКС могут видеть ее как единую историю. Здесь мне нужно было решать концептуальные, художественные и технические вопросы одновременно.»

— Марина Звягинцева

Инсталляция с подсветкой, поэтому хорошо просматривается и ночью, и днем.
Презентация паблик-арт инсталляции «Лестница вверх» состоялась 23 сентября на территории «Технопарка ДКС» в Твери в рамках особенного культурного события — концерта «Оркестр на Фабрике».
Первый проект Марины Звягинцевой с целью трансляции ценностей бренда через арт-инсталляцию был сделан для Центра творческих индустрий «Фабрика». На территории известного арт-кластера появилась site-specific работа «Карта памяти». Арт-объект не только транслирует ценности арт-кластера, но и является навигацией по сложному постиндустриальному пространству «Фабрики». Слова для микросхемы-матрицы, как и в случае с ДКС, подбирали самостоятельно сотрудники центра.
Клиент:
АО "ДКС" (DKC)

Команда художника:
Марина Звягинцева, художник
Александр Горячев, технический директор
Инга Карпова, директор
Вита Осипова, ассистент художника
Александр Семенов, разработчик 3D-прототипа
Алика Нилова, дизайнер и видеограф
Георгий Безбородов, фотограф
Константин Филиппов, пиар-менеджер
Егор Ивин, производство инсталляции
Публикации в СМИ