выставка_2025

Ускользающий сон

Галерея ИГУМО, Москва,
ул. Верхняя Первомайская, 53

14 марта – 9 апреля 2025
В марте 2025 года в галерее ИГУМО прошла паблик-арт выставка Марины Звягинцевой «Ускользающий сон». Художница предложила студентам Института дизайна и фотографии стать частью ее проекта и создать партиципаторную инсталляцию для выставки, раздав каждому по подушке.

Выставка открылась 14 марта, в Международный день сна, и стала размышлением об одном из самых загадочных состояний человека — ночных сновидениях. Она продолжила идею, предложенную автором ещё в 2009 году в проекте «Спальный район», только теперь главным действующим лицом стала не кровать, а подушка.
выставка
Ускользающий сон




«Сон — это дверь в подсознание. А искусство — способ его расшифровать. Каждый человек проводит во сне треть своей жизни»
Участники проекта переосмыслили бессознательные процессы, происходящие с человеком во время сна, и визуализировали их в своём творчестве.

«Сон — это дверь в подсознание. А искусство — способ его расшифровать. Каждый человек проводит во сне треть своей жизни. Именно во сне наши скрытые эмоции приобретают образы. С помощью искусства можно расшифровывать сновидения»

— Марина Звягинцева

«Сон — это дверь в подсознание. А искусство — способ его расшифровать. Каждый человек проводит во сне треть своей жизни.»»
Участники проекта переосмыслили бессознательные процессы, происходящие с человеком во время сна, и визуализировали их в своём творчестве.

«Сон — это дверь в подсознание. А искусство — способ его расшифровать. Каждый человек проводит во сне треть своей жизни. Именно во сне наши скрытые эмоции приобретают образы. С помощью искусства можно расшифровывать сновидения»

— Марина Звягинцева

Работы Марины Звягинцевой — картины в авторской технике биотипия — наполнили выставочный зал. «Полнолуние», «Ворох воспоминаний», «Лабиринты подсознания», «Трудности засыпания» — каждая из них отразила определенную фазу сна: от лёгкого ускользания в дрему до глубокого ночного погружения. Эти образы художница собирала более 20 лет, а истоки серии восходят к её работе «Ускользающий сон».

Главным художественным образом проекта стала подушка — личный и интимный предмет, на который молодые авторы перенесли свои ассоциации. Так родились десятки арт-объектов: подушка-невротик с шипами, подушка-чайный пакетик для полуночников, подушка с вышитой кардиограммой, иллюстрирующей ритм бессознательного. Как отмечали журналисты, пространство выставки превратилось в настоящий «лабиринт снов».

«Благодаря выбранному однотипному медиуму — подушке — появляется возможность сконцентрировать внимание на авторских высказываниях, сплетенных Мариной Звягинцевой в общий сон»
Партиципаторная инсталляция «Ускользающий сон» — едва уловимый сновидческий ландшафт; „облака грёз», разлетающиеся по коридорам Института. Форма творческого эксперимента ассоциативно связана с психоаналитическими теориями начала прошлого столетия. Контекстуально попытка соотнести идеи о «трансперсональном бессознательном» и коллективный художественный акт выглядит крайне удачной. Однако эта аналогия не сводится к желанию привести работы участников к единой архетипической системе образов. Напротив, благодаря выбранному однотипному медиуму — подушке — появляется возможность сконцентрировать внимание на авторских высказываниях, сплетенных Мариной Звягинцевой в общий сон.
Проект встраивается в мировую систему практик искусства соучастия последних десятилетий, в фокусе которых — сновидческие мотивы. В памяти всплывают эксперименты Марины Абрамович в её проекте «Дом сна», реализованном в городе Токамати, префектура Ниигата, Япония»

— Анна Малик-Короленкова, куратор, исследователь и продюсер выставочных проектов в области современного искусства; куратор Парка «Зарядье» и фестиваля паблик-арта «Здесь и Сейчас» (2023–2025)









«Благодаря выбранному однотипному медиуму — подушке — появляется возможность сконцентрировать внимание на авторских высказываниях, сплетенных Мариной Звягинцевой в общий сон»
Партиципаторная инсталляция «Ускользающий сон» — едва уловимый сновидческий ландшафт; „облака грёз», разлетающиеся по коридорам Института. Форма творческого эксперимента ассоциативно связана с психоаналитическими теориями начала прошлого столетия. Контекстуально попытка соотнести идеи о «трансперсональном бессознательном» и коллективный художественный акт выглядит крайне удачной. Однако эта аналогия не сводится к желанию привести работы участников к единой архетипической системе образов. Напротив, благодаря выбранному однотипному медиуму — подушке — появляется возможность сконцентрировать внимание на авторских высказываниях, сплетенных Мариной Звягинцевой в общий сон.
Проект встраивается в мировую систему практик искусства соучастия последних десятилетий, в фокусе которых — сновидческие мотивы. В памяти всплывают эксперименты Марины Абрамович в её проекте «Дом сна», реализованном в городе Токамати, префектура Ниигата, Япония»

— Анна Малик-Короленкова, куратор, исследователь и продюсер выставочных проектов в области современного искусства; куратор Парка «Зарядье» и фестиваля паблик-арта «Здесь и Сейчас» (2023–2025)





«Будильник в наше время — это не часы, а нелюбимые для всех цифры»
Зрители блуждали по коридору как по потоку бессознательного студентов и ловили отголоски их снов. Внутри белого куба среди картин посетители сталкивались с новыми объектами художницы — кроватями, которые не лежали, а стояли. Одна из них превратилась в инсталляцию «Подъём!»

«Будильник в наше время — это не часы, а нелюбимые для всех цифры на экране телефона. С их появлением темные цвета ночи ускользают, растворяясь в ярких красках рассвета»

— Марина Звягинцева

«Будильник в наше время — это не часы, а нелюбимые для всех цифры»
Зрители блуждали по коридору как по потоку бессознательного студентов и ловили отголоски их снов. Внутри белого куба среди картин посетители сталкивались с новыми объектами художницы — кроватями, которые не лежали, а стояли. Одна из них превратилась в инсталляцию «Подъём!»

«Будильник в наше время — это не часы, а нелюбимые для всех цифры на экране телефона. С их появлением темные цвета ночи ускользают, растворяясь в ярких красках рассвета»

— Марина Звягинцева
Завершала выставку инсталляция «Приятного путешествия!» — гигантская подушка и маска для сна, на которую можно было присесть, отдохнуть, закрыть глаза и ненадолго провалиться в своё собственное подсознание. «Сон — это путешествие в наше бессознательное. Нужно покрепче пристегнуться, надеть маску для сна и отправиться в полёт. Приятных сновидений!»

Психологи Московского института психологии стали участниками выставки: они прокомментировали представленные работы и предложили зрителям советы, как превратить осмотр экспозиции в личный терапевтический опыт. Журналист издания ArtУзел Валентина Демина, изучив рекомендации, отметила, что принятие и осознание своих эмоций и желаний может помочь в преодолении тревог и улучшении качества сна.
Вот некоторые из предложенных практик:

  • Прислушивайтесь к своим сновидениям
  • Замечайте символы и ассоциации
  • Попробуйте вспомнить забытые сны
  • Используйте искусство как медитацию
  • Позвольте картине «ожить» в вашем воображении
  • Записывайте свои мысли после выставки
  • Заведите дневник сновидений
  • Не бойтесь бессонницы

Каждую работу выставки комментировал профессиональный психолог. Есть здесь и работа, давшая название проекту.

«Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти»
«Ускользающий сон“ символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный бурей чувств, может быть трудным для восприятия, но он раскрывает скрытые стороны нашего внутреннего мира»

— поясняет психолог Яна Галиева


«Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти»
«Ускользающий сон“ символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный бурей чувств, может быть трудным для восприятия, но он раскрывает скрытые стороны нашего внутреннего мира»

— поясняет психолог Яна Галиева




«Сны часто возвращаются ко мне в виде образов. Я не веду дневник сновидений — я его рисую»
Экскурсии по выставке проводили студенты ИГУМО и МКИК. Для многих посетителей это стало точкой входа в современное искусство и возможностью взглянуть на собственные сновидения по-новому. К выставке также присоединился онлайн-аукцион на ArtSreda, где можно было приобрести 12 работ художницы, созданных в технике «биотипия» и объединённых темой сна.

«Ускользающий сон» стал продолжением многолетнего исследования художницы о границах сознания и тела, о страхах и желаниях, которые чаще всего проявляются именно ночью — когда ничто не мешает быть собой.

«Сны часто возвращаются ко мне в виде образов. Я не веду дневник сновидений — я его рисую»
Экскурсии по выставке проводили студенты ИГУМО и МКИК. Для многих посетителей это стало точкой входа в современное искусство и возможностью взглянуть на собственные сновидения по-новому. К выставке также присоединился онлайн-аукцион на ArtSreda, где можно было приобрести 12 работ художницы, созданных в технике «биотипия» и объединённых темой сна.

«Ускользающий сон» стал продолжением многолетнего исследования художницы о границах сознания и тела, о страхах и желаниях, которые чаще всего проявляются именно ночью — когда ничто не мешает быть собой.
Организатор: Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО)
Куратор и художник выставки: художник Марина Звягинцева
Сокуратор выставки: заместитель ректора по творческой деятельности ИГУМО Елизавета Землянова
Партнеры проекта: ИГУМО, МКИК, Научная автономная некоммерческая организация «Московский институт психологии», Фестиваль нового дизайна «СРЕДА», Онлайн-аукцион ArtSreda, Аукционный дом RuHouse.ART

Команда художника:
Марина Звягинцева, художник
Инга Карпова, директор
Александр Горячев, технический директор
Юлия Архипова, арт-менеджер
Александр Семенов, 3D-визуализатор
Лариса Захарова, дизайнер
Денис Трофимов, фотограф
Публикации в СМИ