Паблик-арт-инсталляция «Река архитектурной жизни»

«Есть много путей заглянуть в архитектурное завтра…» Но каким оно будет — это завтра?

Выставка-форум АРХ МОСКВА 2023 — это большой разговор о перспективе и как можно рассмотреть будущее мегаполиса и его жителей в условиях перемен. На бизнес-площадке сквозь все пространство между стендами участников выставки разлилась река — паблик-арт инсталляция «Река архитектурной жизни».

Кураторы Василий Бычков (руководитель проекта АРХ МОСКВА), Илья Мукосей (архитектор и журналист) и художник Марина Звягинцева создали тотальную 200-метровую инсталляцию-реку, которая раскрывает экспозицию с неожиданных сторон и намекает на возможность альтернативных путей в архитектурное будущее.

Река течет от истока-прошлого к устью-будущему сквозь ступени, байпасы, огибает препятствия, выносит на берег камни. Потоки воды несутся вперед и показывают, куда двигаться с точки зрения смыслов. 

Художник Марина Звягинцева в урбанистическое пространство из бетона и стекла уже традиционно привнесла «живую природу». Не зря техника Марины называется «биотипия» — художник работает на текучей воде и переносит отпечатки природы на разные поверхности.

Потоки «биотипии» в трубах сливаются в русле реки, переливающимися синими извилинами пронизывают выставочное пространство. Это и символ подземных вод, заточенных в коммуникации, которые охватывают весь город под землей. И проявление движущейся воды на поверхности.

Арка в самом центре атриума Гостиного двора рядом с форумом «Город», где проходят выступления и обсуждается архитектура будущего, символизирует «Перспективный портал». Посетители проходят сквозь неё, чтобы увидеть перспективу завтрашнего дня, ощутить переход из прошлого в будущее. 

Вдоль поверхности реки «текут» идеи, высказывания кураторов, которые объединяют участников выставки. Четыре трубы несут потоки смыслов, каждая из них имеет свое название — некий код, из чего складывается архитектура. Только дойдя до устья, можно узнать скрытые слова. 

Камни-скамейки, раскиданные вдоль реки, возвращают человека к природе. На камнях есть отпечатки «биотипии», как будто вода омыла гальку и оставила на ней свой след.

Заканчивается река фотовыставкой, серией мгновенных отпечатков реки. И в этом есть схожесть с «биотипией» — Марина Звягинцева также «фотографирует», создает отпечатки краски и живописные, близкие к живой природе, холсты.