Атмосферное давление, 2010

Проект «Воздух» посвящен «незаметным, но незаменимым вещам», как анонсировали свою идею кураторы, обращаясь с приглашением к участию в выставке к художникам, часть из которых тоже «незаметна» (зрителю обещано много открытий-имен), часть из которых «незаменима» (имена классиков современного искусства не будем перечислять).

Воздух – эфемерен, но в данном случае он становится всеобъемлющей метафорой, материализующейся в артистических объектах и инсталляциях, предназначенных к прямому контакту с эфиром на крыше музея. Работы обязаны приобрести физическую тяжесть, чтобы их не унесло ветром и не смыло дождем. Но они должны оставаться воздушно-эфемерными, «дышащими» интеллектуальной провокацией, конструктами мысли, воплощенной в продвинутые арт-технологии. Между «тяжестью и нежностью» (О. Мандельштам) проходит логистика замысла, подкрепленного бетоном (в прямом смысле) покрытия Дарвиновского завершия, где будет в Ночь музеев экспонироваться выставка.


Тень Мандельштама проскользнула неслучайно. «Отравлен хлеб, и воздух выпит» -  вопил поэт еще в 1913-м году, оправдывая  свое грядущее визионерство. Современное искусство тоже отказалось от хлеба и воздуха – необходимых компонентов жизнедеятельности. Они очень тяжелы для усваивания больным организмом постмодернизма. Но надо сделать над собой усилие – и сделать предсмертный вздох. И легкость проникнет в легкие. А там и почва, и судьба, и прочие незаметные, но незаменимые радости жизни.
Жизни, существующей между земной тяготой с ее притяжением и чистым кислородом астральных пространств, которым можно отравиться. Крыша – зовет.
Федор Ромер